alexandr3 (alexandr3) wrote,
alexandr3
alexandr3

Categories:

Холмогоров: Романовы угнетали русский народ, а русский национализм появился из письма из Риги

Некоторые исторические "исследования"  можно читать разве что как анекдот.
Originally posted by holmogor at Речения: Егор Холмогоров. Русский вопрос в России от Романовых до наших дней


Дорогие друзья, мне хотелось бы с учетом того, что мы все-таки находимся в пространстве выставки, посвященной династии Романовых, истории России при династии Романовых, начать с тех исторических корней русского вопроса — как он образовался именно в романовскую эпоху, в романовский период. Мне кажется, это был очень важный период, во многом сформировавший ту ситуацию, которую мы имеем сейчас.

Россия 15-16 веков по абсолютно любым нормальным академическим критериям должна быть отнесена нами к числу ранних национальных государств тогдашней Европы. Долгое время в советских учебниках истории так и делалось. Открытым текстом писались большие книги, особенно в сталинский период, о становлении русского национального государства в 15-16 веках. Это государство в связи с окончанием династии Рюриковичей пережило очень серьезную смуту, из которой благополучно вышло именно мобилизацией национального начала: именно мобилизацией национального начала на национальную освободительную борьбу от внешних интервентов, на национальное внутренне устроение.

А мы всегда должны понимать, что любая нация имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя — это отграничение себя от всех других наций и оформление себя в некоторых государственных границах и защита от иностранной власти и от чужеродных начал, которые могут проникнуть во власть. С другой стороны, это внутреннее единство и внутренняя интеграция. Оба эти процесса привели к тому, что Россия вышла из смуты. А одним из решающих моментов, приведших к избранию Романовых на русский престол, было именно то, что это была чисто русская династия, династия московских служилых бояр, т.е. людей которые не имели никаких внешних корней, даже в том условном смысле, в котором их имели Рюриковичи. У американцев есть такое выражение - "корни травы". Это были «корни травы» русского боярства.

И весь 17 век — это было время существования и оформления России в качестве развивающегося русского национального государства, в то же время, с очень драматической внутренней социальной трансформацией. Эта была эпоха закрепощения русского народа. Закрепощение не только в том социально-экономическом смысле, в котором это было принято в советских учебниках. Это было, прежде всего, идейное закрепощение, в некотором смысле самозакрепощение - этот термин любит замечательный пермский писатель Алексей Иванов, он встречается в его книге "Урал — хребет России". Так или иначе, русский народ превратился в тягловый, государственный народ, который и сам свою жизнь мыслил, и его жизнь мыслилась государством как непрерывная государственная служба.

А дальше произошел драматический слом. При Петре Великом на совершенно инородных культурных идеологических началах возникла Российская Империя. И в рамках этой Российской Империи возникла совершенно поразительная вещь: целый список народов — сначала это были остзейские немцы, потом их становилось все больше, больше и больше — разных народов, которые были более привилегированны этим государством, чем русские, по той простой причине, что русский рассматривался с точки зрения царя как слуга; причем от крестьянина до, не забудем петровскую Табель о рангах, до любого дворянина. Дворянин — это точно также слуга государства, у которого нет и не может быть никаких привилегий. Ни у крестьянина нет никаких привилегий, ни у духовного лица нет никаких привилегий, ни у дворянина. Постепенно русское дворянство выцепило себе небольшую часть как бы некоторого привилегированного пространства. Но по сравнению с народами, которые изначально, по договорным началам, получали привилегии в Российской Империи — как с теми прибалтийскими немцами — никогда так до конца в правах и не уравнялись. Все эти драматические процессы привели к тому, что постепенно начал выкристаллизовываться идеологически русский национализм, который начался со славянофилов.

Можно даже четко обозначить день рождения русского национализма — это день, когда вышли письма из Риги Юрия Самарина, (ну типа видимо как коммунизм из "Манифеста") замечательного мыслителя-славянофила, который четко сказал о ненормальности этой ситуации, когда русская нация как главная государственная нация находится в ущемленном положении по сравнению со всеми другими нациями. Поначалу эта мысль встретила сильное отторжение у самодержавия. Император Николай I очень ругал Самарина за это выступление, мол, вы хотите поссорить нас с немцами, которые честно служат престолу. Но постепенно монархия Романовых стала претерпевать эту национальную трансформацию, уже Александр III говорит о том, что "Россия для русских", Николай II придерживается достаточно четко русской линии практически во всем спектре национального вопроса. К сожалению, к этому моменту уже внутренние социальные процессы в империи привели к тому, что саму это империю сменил режим советского социалистического интернационализма, в котором все тенденции к пренебрежению русским началом, скрыто существовавшие начиная с Петра Первого, расцвели пышным цветом под видом интернационализма.

Большевики стали создавать искусственные нации. Скажем, совершенно чудовищная политика так называемой коренизации Украины и Белоруссии, в результате части русского народа были превращены в отдельные народы. Началась политика так называемой позитивной дискриминации, когда интересы русского народа отодвигались на третий план по сравнению с развитием малых народов — Поволжья, Кавказа, Средней Азии и т.д. И когда распался Советский Союз, выяснилось, что СССР был не единым государством, не единым союзным государством, а скажем так, государством-подготовительной школой для тех народов, которые получали в его рамках возможность для последующего самостоятельного существования. При этом сам русский народ, по сути, не получил своего национального государства. Латыши, которых в Латвии на тот момент было меньшинство, получили свое национальное государство - Латвию. Молдаване, которые никак не могут разобраться, молдаване они или румыны, получили свое национальное государство - Молдавию. Грузины получили свое национальное государство — Грузию, которая немедленно оказалась втянута в войны в Абхазии и Осетии.

А единственные, кто оказался в странной ситуации, когда фактически эта же тенденция к многонациональности и территориальному дроблению была запущена на новый круг, оказались русские. Сегодня уже мы слышим один к одному те же самые реплики, которые мы слышали относительно Советского Союза - про братство народов и равенство малых национальных государств в рамках интернационализма. Мы все это слышим в рамках дискурса о многонациональной Российской Федерации. Надо очень четко понимать одну простую вещь: в рамках этой риторики невозможно главное — полноценное осуществление русским народом своей функции в составе существующего государства. Дело в том, что мы уже не можем быть теми государственными русскими, какими мы были при царях и императорах хотя бы по той одной простой причине, что на сегодняшний момент мы не служим ни государю, ни царю, ни императору.

Кому же мы служим? Мы служим некоему абстрактному государству, воплощающему в себе вполне конкретные чиновничьи иерархии, про которые мы все хорошо понимаем, насколько они слабы, коррумпированы и т.д. В рамках республиканского строя абсолютно бессмысленно говорить о каком-либо служении народа кому-то. В рамках республиканского строя народ существует для того, чтобы формировать собственную государственность и для того, чтобы самому в ней самоопределяться. Русским же все время говорят: "Давайте вы не будете самоопределяться, давайте вы не будете существовать в ином качестве, кроме как в качестве некоего цемента между другими народами".

Сложилась парадоксальная ситуация, когда, скажем, сто народов России являются субъектами ситуации, политики, каких-то экономических отношений, социальных — и есть один самый крупный народ, русские, который выступает в качестве объекта. Это ненормальное положение. Это несправедливое по отношению к русскому народу положение и, на мой взгляд, оно должно быть исправлено, хотя бы потому, что если оно не будет исправлено, то с учетом всех социальных процессов, происходящих у нас в стране, с учетом тех миграционных процессов — когда мигранты уже просто затопляют страну — мы можем прийти к тому, что фактически наша территория превратится в такой очередной Сомали.

http://www.12online.ru/article/russkiy-vopros-v-rossii

P.S. Так же рекомендую прекрасное выступление Павла Святенкова на том же круглом столе: http://www.12online.ru/article/monarhiya-kak-garant-demokratii . Скоро ожидается и расшифровка выступления Михаила Ремизова.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments