alexandr3 (alexandr3) wrote,
alexandr3
alexandr3

«Реформа» РАН приносит горькие плоды – в шри-ланкийском порту гибнет судно «Академик Страхов»



Пресс-служба ЦК КПРФ
2015-03-13 03:19
Афонин Юрий Вячеславович
Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы

Два года назад Коммунистическая партия Российской Федерации вместе с учеными из Российской академии наук провела по всей стране десятки масштабных акций протеста с требованием не допустить разрушения системы РАН. Жестко и непримиримо против так называемой «реформы» выступал вице-президент РАН, депутат фракции КПРФ, академик Жорес Алферов. Но ни мнение нобелевского лауреата, ни мнение многих тысяч протестующих ученых не было услышано: с незначительными уступками в пользу научного сообщества закон о реформе РАН был продавлен через Госдуму в сентябре 2013 года. В результате ученым осталась «чистая наука», а обширное имущество Академии было передано в управление вновь созданного Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Как это ведомство распоряжается вверенным ему имуществом – можно увидеть на примере ситуации с научно-исследовательским судном «Академик Николай Страхов».

Судно «Академик Николай Страхов» 30 лет верно служит отечественной науке.

Основной профиль исследовательской деятельности – изучение рельефа и геолого-геофизических особенностей океанского дна. На счету судна более 30 экспедиций, десятки открытий. Достаточно сказать, что за последние 25 лет по заявкам России Международная комиссия ЮНЕСКО по географическим названиям подводного рельефа утвердила имена 54 новых объектов на дне Мирового океана. Из них 30 открыты и обследованы судном «Академик Николай Страхов».  Благодаря этому кораблю науки на дне океана появлялись новые названия, связанные, как правило, с именами российских ученых. Это ли не повод для национальной гордости? Но тут пришли «эффективные менеджеры».

Нужно отметить, что незадолго до «судьбоносной реформы» РАН научную «начинку» судна успели модернизировать: «Страхов» был оснащен двумя многолучевыми эхолотами датской фирмы TELEDYNE RESON и суперсовременной системой позиционирования и связи. До «реформы» судном управлял Геологический институт РАН, но с 2013 года научным флотом России командует ФАНО.

В августе 2013 года «Академик Страхов» из-за выхода из строя гребного вала потерял ход в районе Мальдивских островов в Индийском океане. «Страхова» отбуксировали в шри-ланкийский порт Коломбо и поставили на ремонт. Геологический институт РАН нашел деньги на заказ нового гребного вала, на оплату большей части регистрового ремонта (делается раз в пять лет, без него не выпустят в море), на эвакуацию научных сотрудников и на содержание на борту дежурного экипажа. Сколько мог, институт оплачивал и портовый сбор за стоянку судна – 25 тысяч долларов в месяц. Но с 2014 года финансирование российского научного флота должно было идти через ФАНО, а оно, по словам сотрудников Геологического института, не выделило на содержание «Академика Страхова» ни копейки! И в плане финансирования на 2015 год судна тоже нет. Чиновники от науки досрочно списали судно на берег? Причем на чужой?

Геологический институт РАН свои валютные резервы исчерпал еще в прошлом году. С тех пор накапливаются долги перед портом и ремонтниками. Денег на доставку нового гребного вала из Голландии тоже нет. С прошлого года институт и экипаж судна пытаются достучаться до чиновников ФАНО, но безуспешно. Все последние месяцы моряки живут на судне в нечеловеческих условиях. За долги подачу электроэнергии на борт ограничили до минимума, поэтому на судне не работают кондиционеры, вентиляторы и холодильники, водоснабжение и туалеты – в субэкваториальном климате это просто катастрофа. Пропуска на берег у экипажа отобраны, выпускают по специальной заявке по два человека за продуктами. На борту двое заболевших, одному из них требуется срочная операция. 14 человек – это минимальный экипаж для поддержания жизнеспособности судна. 14 моряков оказались в заложниках у чиновничьего равнодушия к судьбе людей и науки.

Сотрудник Геологического института РАН Ксения Добролюбова 11 марта опубликовала на своей странице в фейсбуке письмо от старшего механика судна: «Ксюша, завтра с утра нас отключат от берегового питания за долги. На судне человек, которому необходима операция, сегодня он был у врача. Скорее всего, мы примем решение прекратить общение со всеми, поскольку нас не замечают. Обстановка на судне накалена. Боюсь, что люди начнут делать глупости. Всем привет! Пока не померли, мы живы!».

Без кондиционирования в помещениях судна образуется конденсат, угрожающий вывести из строя тонкую микроэлектронику дорогостоящих приборов и оборудования. Восстановить эту сложную технику будет уже невозможно: почти вся установленная на «Страхове» импортная аппаратура является продукцией двойного назначения и подпадает под санкции.

- Ситуация, в которой оказалось научно-исследовательское судно «Академик Николай Страхов», требует принятия самых экстренных мер, – уверен Юрий Афонин. – Промедление угрожает здоровью членов экипажа судна, а также может обернуться потерей для России уникального научно-исследовательского комплекса, работа которого имеет прямое отношение к обеспечению национальных интересов страны. Исследования дна Мирового океана этим судном позволяют обеспечивать научными аргументами заявки нашей страны на участки морского шельфа. «Академик Николай Страхов» является судном ледового класса, что делает возможным изучение дна Северного Ледовитого океана, где в настоящее время проводится разграничение морского шельфа, содержащего запасы углеводородных полезных ископаемых стратегического масштаба. Мы, коммунисты, предупреждали о том, что лишение Академии наук возможности распоряжаться собственным имуществом приведет к катастрофическим последствиям. Разработанная в советское время система распределения средств на науку самими учеными работала в целом нормально, требовала лишь коррекции, но никак не полного уничтожения. Пришедшие на смену ученым «эффективные менеджеры» не способны думать не только о науке, но и о защите национальных интересов и даже о получении прибыли. Ведь «Академик Страхов» мог бы зарабатывать валюту для науки, выполняя исследования по заказам других государств. Вместо этого он стоит в чужом порту, приносит огромные убытки, экипаж переносит неимоверные страдания, и в конечном итоге судно могут пустить с молотка за долги. Вот о таком управлении имуществом мечтали единороссы два года назад, голосуя за «реформу РАН»?

Юрий Афонин направил депутатские запросы руководителю ФАНО Котюкову, генпрокурору Чайке и председателю правительства Медведеву с требованием немедленно заняться разрешением ситуации с терпящими бедствие моряками и судном.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments