alexandr3 (alexandr3) wrote,
alexandr3
alexandr3

3 ноября - 945 лет со дня преставления прп. Илариона, первого русского митрополита

Журнал "Русский Дом" опубликовал рассказ об авторе "Слова о Законе и Благодати", первом русском митрополите святом Иларионе
http://russdom.ru/node/4457

СВЯТОЙ  ВЛАДЫКА  ИЛАРИОН  

Ярко горят свечи ярово воска, освещая аскетическую монашескую келью. Сегодня ему нужен свет - чтобы лучше думалось, чтоб яснее видеть лики святых икон, у которых в момент сомнения в молитве просишь совета на казалось бы неразрешимый вопрос, от которого зависит не только его судьба, но и вся дальнейшая история Киевской Руси. 

   Завтра – торжественная церемония постановления в должность духовного владыки Руси, клобук и посох митрополита. Вслед за тем, в будущем, скорее всего – ссылка в дальний монастырь, в поруб, потихоньку подмешанный в чашу яд, или хуже того – муки и смерть от руки палача.

   Потому как не очередной церковный сан принимает смиренный инок Иларион, а становиться ПЕРВЫМ русским митрополитом, первым  невизантийцем, русичем, славянином на престоле главы православной церкви Руси. Становиться по воле и решению всех епископов Киевской Руси, по воле князя Ярослава Владимировича, которого уже и теперь в народе зовут Мудрым, по устному благословению константинопольского патриарха, но без обязательного доныне рукоположения в столице Византии – Константинополе. Да, русские послы и лазутчики обещают, что скоро последует и соответствующая официальная грамота (главное не жалеть золота и придвинуть в решительный момент к крымским  границам Византии русские дружины). Но ведь не простят константинопольские царедворцы ни ему, ни князю Ярославу, поставления в сан митрополита! Рано или поздно, не при нынешнем князе, так при наследниках, месть византийцев настигнет его. Отказаться от сана? Ну нет! От его, Илариона нынешнего выбора зависит чем станет Русь – мощной христианской державой, как и следует ей по праву, или послушной игрушкой в руках иноземных прелатов и монархов, как Польша, или того хуже – добычей иноплеменных хищников, всеобщим пугалом, хищной химерой, как слава Богу вовремя, не успевшая натворить еще больших бед, уничтоженная русскими витязями иудейская Хазария.

  Для него, Илариона, высшая церковная власть - это возможность сделать давно задуманное, не из монашеской кельи немногим верным ученикам, а из храма Софии Киевской, всему народу донести истину. Ну что ж, “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.1   Он станет первым русским митрополитом не ради славы и земных благ. Ему есть что сказать людям!

  

Иларион помнил страшный 1043 год, великое бедствие, обрушившиеся на родную землю. Он помнил свои мучительные мысли – как не дать погубить только-только укоренившееся в душах людей христианство, к отступничеству от которого призывали после катастрофы в войне с Византией наиболее горячие головы, как духовно укрепить народ, предотвратить распад Руси?

   Что поможет в сем? Римские право? Было оно в свое время закреплено во всем Средиземноморье сталью мечей и несокрушимой поступью легионов -  только спасло ли оно Римскую Империю? Спасет ли оно ныне, в слегка измененном виде принятое в Византии, полагающийся во всем на Закон Второй Рим, когда под натиском мусульман как шагреневая кожа сжимаются приделы империи?

   Русь! Бескрайние просторы лесов, степей и пашен, где по берегам рек живут как при прадедах сильные, смелые люди, всего имущества у которых – изба, конь, борона, нехитрый крестьянский инвентарь, где серебряные серьги в ушах у жены – уже состояние. Страна, где многолетней дани с целой деревни едва хватает чтобы снарядить мечом, броней и справой одного воина княжеской дружины, потому берут в дружину лучших из лучших. Страна, которая только и держится тем, что каждый дружинник понимает:“Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих1”, а если не понимает – погонят такого из княжеской дружины, несмотря на любое родство и прежние заслуги! Но ведь не пропишешь такое в Законе – как сформулируешь? Можно издать статьи о наказании трусости в бою, о каре изменникам. Но как юридически закрепить верность товариществу, интересам общего дела, благородство души и готовность к самопожертвованию? Все то, о чем поют сказители в былинах, что позволяет русским побеждать в войнах ВСЕХ завоевателей, на чем сформировалась и будет стоять в веках Русская земля?

   Русь особая страна, где не годятся основанные на страхе перед Законом методы управления людьми, выработанные в Западных и средиземноморских странах, ибо нет в душах у дружинников и воевод страха ни перед чем и ни перед кем, кроме Бога. И появилось в том грозном 1043 году из-под пера инока Илариона “Слово о Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине, через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, а Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского дошла…Ибо закон – предтеча и слуга Благодати и Истины, Истина же и Благодать – служители Будущего Века, Жизни нетленной.”2

   Много бед наделала  война с Византией! Еще со времен женатого на хазарской принцессе византийского императора-иконоборца Константина V, правившего в восьмом веке,  иудеи-хазары и выкресты играли видную роль в коммерции империи и при дворе. Неслучайно в  “Слове”  Илариона столько внимания уделено острой полемике с иудейством:”Христос прославляется, а иудеи проклинаются, язычники приведены, а иудеи отринуты...Поскольку дела их темны были – не возлюбили света: не явились бы дела их, ибо (они) темны... и рассеяны были иудеи по странам – да не пребудет злое совокупно!”2

  Попыток византийских выкрестов напакостить Руси было не перечесть. Ну и накипело на душе у русичей. Решили отплатить разом за все – за наведенных на Русь кочевников, за смуту в Тьмутаракани, за пограбленных, брошенных в тюрьмы киевских купцов, за годами ждущих поставления русских иноков, мыкавшихся по чужому городу, сносивших насмешки, вымогательство, а когда и откровенное издевательство византийских чиновников. “Свободная же Благодать, увидев чад своих христиан притесняемыми от иудеев, сынов рабского Закона, возопила к Богу:”Удали иудейство и Закон (его) расточи по странам - какое же общение между тенью и Истиною, иудейством и христианством!”... иудеи земному радуются, христиане же – сущему на Небесах.”2

   Это через много лет князя Ярослава Владимировича назовут Мудрым, в 1043 году он был молод, горяч. Не захотел как в свое время отец, опытный и осторожный полководец Владимир Ясно Солнышко, брать на щит Херсон и крымские владения Византии, после чего вернулся будущий креститель Руси в Киев с победой, славой, и женой - византийской принцессой, сестрой императоров Константина и Василия. 

   Всего этого казалось мало воеводам Ярослава, они убеждали князя ударить в сердце Византии, перебросить по морю все русское войско прямо под Константинополь, чтобы как князь Олег, прибить щит на вратах Цареграда. Надеялись на авось, на то что ветер и весла в крепких молодецких руках пронесут мимо грозного византийского флота. Зря надеялись – не пронесло!

   Перед мысленным взглядом Илариона вставали картины рокового морского сражения, ровный строй русских ладей, на рассвете, пользуясь туманом, попытавшихся прорваться сквозь линию огромных, с черными просмоленными бортами, ощетинившихся расставленными на палубах метательными машинами, грозными и зловещими, как сам мстительный Закон, кораблей византийского флота. И некстати подувший ветер, относящий прочь клочья тумана, и огненные вспышки труб метающих греческий огонь, загорающиеся одна за другой суденышки русичей, объятые всепожирающим пламенем витязи (страшный греческий огонь не  тушила даже вода), и все редеющий, отважный строй русских ладей, не сворачивая, презирая смерть идущих в лоб на непобедимый на море пока никем флот Византии. Ибо повернуть назад – ускользнуть в тумане в спасительном бегстве, значило бросить погибающих в уже подожженных ладьях товарищей, оставить на произвол судьбы цепляющихся в морской воде за обломки, с трудом державшихся на плаву соратников.

   Русские дружинники сгорали живьем, топли, умирали пронзенные стрелами и раздавленные камнями метательных машин, но так и не обратились в бегство - положили души свои “за друзей своих.” Так и Господь наш, “Сам спас нас, не призрачно придя на землю, но истинно, пострадав за нас плотию до смерти и с Собою воскресив нас”2.

   После поставления в 1051 году в митрополиты,  на посту духовного владыки Киевской Руси, Илариону удалось немало сделать для торжества православия, от выкопанной им еще молодым иноком первой  пещеры на холме над Днепром пошла Киевско-Печерская Лавра, так что именно Иларион является на Руси родоначальником пещерного иноческого подвига. “Слово о законе и благодати”, широко известное образованным людям, заложило духовные основы  русской литературы.

  Именно со “Слова” начиналась Святая Русь… Истоки идеи о русском Третьем Риме, вслух высказанной и явленной миру только через полтысячилетия иноком Филофеем, зародились именно тогда, в догадке святого Илариона, что страх перед неукоснительным соблюдением закона и сталью оружия, на которых было основано могущество Первого и Второго Рима (Римской Империи и Византии), уступит место стремлению к истине, христианской любви, состраданию и товариществу, создавшими Третий Рим.  

   Ведь страх и корысть, на всемогущество которых уповали великие завоеватели и творцы современных рыночных теорий, не способны изменять окружающий мир и жизнь так, как могут христианство, исполненные благородства, истины и благодати души и сердца людей.

   Как и следовала ожидать, через четыре года, после смерти князя Ярослава Мудрого, Русь вынуждена пойти на уступки Византии -  на мит рополичью кафедру прибыл грек Ефрем. Впрочем отставка Илариона была почетной – сказалось влияние и мощь дружины киевского князя, вразумившие самых коварных византийцев – первого русского митрополита поблагодарили, он удаляется в Киево-Печерский монастырь.

Память преподобного Илариона, схимника Печерского, Русская Православная Церковь празднует 21 октября по старому стилю.   

  1. От Иоанна святое благовествование. Глава 15. Стих 13
  2. Иларион, митрополит Киевский. “Слово о законе и благодати”.
Tags: Идея "Москвы- Третьего Рима", История
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments